//
Мы запустили новую версию афиши

Скрабалэй


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
19.8.2016

Скрабалэй (скрабалай) — мелодический перкуссионный инструмент Прибалтики (Литвы и Латвии), представляющий собой трапецевидные деревянные колокола. Традиционно они изготавливаются из дуба и ясеня, внутри коробок находится деревянный или металлический язычок, который создает дополнительный резонанс во время удара, аналогично металлическим колоколам. Играют на скрабалае деревянными палочками или молоточками, иногда обмотанными войлоком.

Чаще всего инструмент представляет собой большую деревянную раму, на которой горизонтально расположены ряды коробок-колоколов разного размера, количество которые непостоянно. Чем больше размер такой трапеции, тем ниже извлекаемый из нее звук, практически на всех скрабалаях используется хроматический (равнотемпированный) строй, то есть каждый следующий колокол звучит на полтона ниже предыдущего. Иногда музыканты могут менять расположение коробок на доске по собственному желанию для удобства исполнения.

Судя по всему, инструмент уходит корнями в далекое прошлое и является ярким примером так называемой народной перкуссии, которая получила очень широкое распространение у народов Прибалтики, а также у славян и финноязычных скандинавов. Возможно, это объясняет мЕньшую роль в этом регионе ударных инструментов по сравнению с южной Европой и странами Востока. Сложно сказать, когда именно появился скрабалай из-за отсутствия конкретных археологических свидетельств, однако простота исполнения и особое место, которое инструмент занимает в народной культуре, говорят о его древности. Существует мнение, что скабалай произошел от пастушьих колокольчиков, носящих такое же название, которые вешали на шею скоту, чтобы тот не потерялся. Некоторые музыкологи считают, что било или пластинчатые колокола — это более поздний потомок скрабалая.

В современности скрабалай используется в оркестровой Литовской и Латышской музыке, а также в народных коллективах. Это слово иногда употребляют и по отношению к любой другой деревянной ручной перкуссии, а также заимствованным идиофоническим инструментам, таким как ксилофон и маримба. Одним из самых известных виртуозов скрабалая является Регимантас Шилинскас, литовский музыкант, активно занимающийся популяризацией инструмента и даже организовавший целый фестиваль, посвященный деревянным колоколам.


Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Надежда Мааласенен

этно



Ещё в разделе

Эссехарпа

Эссехарпа — смычковый инструмент, широко распространенный в Швеции и Финляндии. Особенность Эссехарпы заключается в том, что гриф представляет собой ряд клавиш, которые ограничивают длину игровой струны в нужной позиции и покрывают около двух с половиной октав.

Барбат

Барбат

Барбат — древний персидский музыкальный инструмент, самое раннее изображение высечено на статуэтке I века до нашей эры, найденной в северной Бактрии, в то время входившей в состав Парфянской Империи, пролегавшей на Великом Шёлковом Пути между Римской и Ханьской Империями.


Комментарии:

Добавить комментарий