//
Мы запустили новую версию афиши

Танбур


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
18.3.2016

Турецкий ТамбурТанбур — древний персидский музыкальный инструмент, имеющий месопотамское и эламское происхождение. В честь этого старинного инструмента названо целое семейство. Самые древние свидетельства о нем появляются на цилиндрической печати 3100 лет до нашей эры из Месопотамии, на которой изображена женщина, играющая на лютне. В Древнем Шумере были найдены глиняные таблички, описывающие инструмент, похожий на Танбур, под названием «Пантур», что переводится с шумерского языка как «Маленький Лук». Другие более разборчивые изображения Танбура были найдены археологами в древнем эламском городе Сузы, а именно — статуэтка, датируемая 1500 годом до нашей эры. Также существуют изображения инструмента, вырезанные на камнях около Мосула в 1000 году до нашей эры.

Название инструмента впервые упоминается в средне-персидских и парфянских литературных источникам, таких как Даркхт-и Асуриг (Ассирийское Дерево), Бундахишн, Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган и конечно же Хосров и Ридаг. Как можно судить, игра на танбуре была популярна при дворах правителей Парфии и Сасанидской Империи. Танбур — самый древний представитель семейства, в X веке персидский ученый Аль-Фараби в своей знаменитой «Большой книге о музыке» описал два вида Танбура, в то время бытовавших в Персии: Багдадский Танбур и Хорасанский Танбур, от которых произошли такие инструменты как Сетар, Дутар, Саз, Дамбура, Добмра, Танбураг, Тамбурас и другие. У самого Танбура также есть Турецкие, Афганские, Ширванские, Туркменские, Узбекские, Памирские и Уйгурские родственники. В родной Персии он сохранился без изменений и продолжает жить в Иранском остане Керманшах, а также в Хузестане, Лорестане, Систане и Белуджистане.

Курдский ТембурС Древности Танбур распространялся, его следы были обнаружены в Египетских храмах, Хиттских курганах, Сирийских дворцах, Греческих развалинах, Тюркских городищах, Индийских и Китайских монастырях. Парфяне принесли его с собой в Среднюю Азию и на Кавказ. К арабам он попал после Исламского Завоевания Персии и продолжил свой путь через Аль-Хирах (в современном Ираке) дальше в мусульманские земли. В период Раннего Ислама инструмент попал в Грецию и на Балканы, где стал именоваться Тамбурас и был принят в музыкальную традицию Византийской Империи. Через нее инструмент попал в Россию, где был адаптирован как Домра, а также и в другие страны Европы и Азии. Из России он добрался до Сибири и Монголии под именем Домбра. Танбур можно считать одним, из самых распространенных инструментов в мире, сильно повлиявших на развитие лютен с длинным грифом, танбуровидных, и струнных инструментов в целом.

С XIV века Иранский (Курдский) Тембур считается священным инструмент для курдской религии Ясаран (Ахл-э Хакк), аналогичной Суфийскому Ордену. Он используется для обрядов и ритуалов. Мелодии и гаммы праведно охранялись орденом, считалось что звук Танбура может слышать только адепт ордена, запрещалось публичное исполнение. В XII веке Шах Кхошин популяризировал Танбур, вплоть до XX века мастерство игры передавалось только от Учителя к Ученику. Традиционно корпус инструмента грушевидый, изготавливается из древесины шелковицы или абрикоса, гриф и колки из персидского ореха. Изначально Танбур имел 2 струны и 13 назвязных ладов. В начале XX века признанный мастер инструмента Остад Элахи (Нур Али Элахи) добавил третью струну и четырнадцатый лад.

Техника игры на Танбуре сложна и подразумевает использование всех пальцев правой руки. Игра характеризуется периодами молчания и быстрым развитием композиции, интенсивными вставками, образующими ритмические элементы с ярко выраженным и характерным акцентированным защипыванием струн снизу. Танбур является единственным восточным инструментом, не имеющим микротональных интервалов. Сегодня большинство исполнителей на Курдском Тембуре — этнические курды и происходят из Иранского Курдистана, часто придерживаются Ясаранской религии. Из исполнителей стоит отметить Сохраба Поурназери, Али Акбара Моради и Сейеда Халиль Алинежада, внесших свой большой вклад в развитие Иранского Танбура и техники исполнения на нем.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен

этно



Ещё в разделе

«Планета Звука» выпуск #4

«Планета Звука» выпуск #4 Лучшие World music альбомы 2015 года (часть 1)

Мой сегодняшний выпуск я решил посвятить обзору наиболее значимых альбомов в стиле World music, вышедших в 2015 году. Разумеется, таких альбомов гораздо больше, чем может вместить одна моя передача, поэтому я решил разбить его на 2 части…

«Планета Звука» выпуск #7 Славянская музыка

"Планета Звука" выпуск #7 Славянская музыка

Здравствуйте, дорогие Друзья! Рад представить вам новый выпуск проекта «Планету Звука» — передачи о лучшей современной этно-музыке со всех континентов.
Выпуск посвящен интересным молодым проектам, сочетающим в своем творчестве современную музыку с традициями русской народной песни…


Комментарии:

Добавить комментарий