//
Мы запустили новую версию афиши

Рубаб


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
11.3.2016

Рубаб — древний персидский инструмент, распространенный в Иране, Афганистане, Пакистане, Таджикистане, Узбекистане и Индии. В старых персидских книгах с VII века появляется название рубаб. Он считается традиционным инструментом Хорасана и сегодня является главным народным инструментом, занимающим центральное место в народной и классической музыке Афганистана. Его называют «львом среди инструментов». В Иране же как народный инструмент он был распространен только на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан, но в 60-ые годы XX века тенденция создания чисто персидских ансамблей вернула рубаб в лоно классической персидской музыки. Такие исполнители как Хоссейн Ализадех и Бижан Камкар были первыми музыкантами, вернувшими рубабу звание классического персидского инструмента.

Строение инструмента уникально своей формой и наличием 11-12 резонаторных струн, игровых же струн шесть, они состроены в три хора с разницей в кварту. Корпус инструмента изготавливается из цельного бруска древесины шелковицы, на который натягивается шкура молодого козла. На грифе рубаба присутствуют навязные лады. В Горно-Бадахшанской области Таджикистана существует свой особый вид рубаба, входящий в памирскую музыкальную традицию. У него шесть жильных струн, одна их которых крепится к грифу сбоку намного ниже колковой коробки. Корпус округлый и имеет два выступа. Еще существует Кашгарский рубаб, являющийся родственным Памирскому, он имеет металлические лады и два ярко выраженных рога на корпусе, чаще всего его можно встретить в Узбекистане.

Техника игры на Рубабе схожа с техникой персидского Тара, используется жесткий роговой плектр. Стиль игры достаточно агрессивный, присутствуют тремоло и сложные ритмические рисунки. Рубаб дал потомство в виде индийского Сарода, пакистанского Сени Рубаба, тибетского Драньена и других замечательный инструментов Южной и Центральной Азии. Особое значение Рубаб имеет для последователей веры Сикхов в Индии, является первым музыкальным инструментом, использованным в Сикхизме. Бхаи Мардана был компаньоном Гуру Нанака и каждый раз, когда на гуру снисходило просветление, он начинал петь, а его компаньон повторял мелодию на своем Рубабе.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен

этно



Ещё в разделе

«Планета Звука» выпуск #5

«Планета Звука» выпуск #5

Он станет продолжением обзора наиболее значимых альбомов в стиле World music, вышедших в 2015 году, который я начал неделю назад. Хороших альбомов выходит так много, в самых разных уголках нашей планеты, что рассказать обо всем — задача невыполнимая!

Аль-Рабаба

Первые упоминания о ребабе под этим названием относятся к VIII веку нашей эры. Существует несколько мифов о происхождении ребаба: согласно первому, сам царь Соломон играл на ребабе, это указывает на датировку около 3800 года до нашей эры. Согласно второму великий ученый Востока Аль-Фараби изобрел этот инструмент.


Комментарии:

Добавить комментарий