//
Мы запустили новую версию афиши

Танбур


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
18.3.2016

Турецкий ТамбурТанбур — древний персидский музыкальный инструмент, имеющий месопотамское и эламское происхождение. В честь этого старинного инструмента названо целое семейство. Самые древние свидетельства о нем появляются на цилиндрической печати 3100 лет до нашей эры из Месопотамии, на которой изображена женщина, играющая на лютне. В Древнем Шумере были найдены глиняные таблички, описывающие инструмент, похожий на Танбур, под названием «Пантур», что переводится с шумерского языка как «Маленький Лук». Другие более разборчивые изображения Танбура были найдены археологами в древнем эламском городе Сузы, а именно — статуэтка, датируемая 1500 годом до нашей эры. Также существуют изображения инструмента, вырезанные на камнях около Мосула в 1000 году до нашей эры.

Название инструмента впервые упоминается в средне-персидских и парфянских литературных источникам, таких как Даркхт-и Асуриг (Ассирийское Дерево), Бундахишн, Кар-Намаг и Ардашир и Пабаган и конечно же Хосров и Ридаг. Как можно судить, игра на танбуре была популярна при дворах правителей Парфии и Сасанидской Империи. Танбур — самый древний представитель семейства, в X веке персидский ученый Аль-Фараби в своей знаменитой «Большой книге о музыке» описал два вида Танбура, в то время бытовавших в Персии: Багдадский Танбур и Хорасанский Танбур, от которых произошли такие инструменты как Сетар, Дутар, Саз, Дамбура, Добмра, Танбураг, Тамбурас и другие. У самого Танбура также есть Турецкие, Афганские, Ширванские, Туркменские, Узбекские, Памирские и Уйгурские родственники. В родной Персии он сохранился без изменений и продолжает жить в Иранском остане Керманшах, а также в Хузестане, Лорестане, Систане и Белуджистане.

Курдский ТембурС Древности Танбур распространялся, его следы были обнаружены в Египетских храмах, Хиттских курганах, Сирийских дворцах, Греческих развалинах, Тюркских городищах, Индийских и Китайских монастырях. Парфяне принесли его с собой в Среднюю Азию и на Кавказ. К арабам он попал после Исламского Завоевания Персии и продолжил свой путь через Аль-Хирах (в современном Ираке) дальше в мусульманские земли. В период Раннего Ислама инструмент попал в Грецию и на Балканы, где стал именоваться Тамбурас и был принят в музыкальную традицию Византийской Империи. Через нее инструмент попал в Россию, где был адаптирован как Домра, а также и в другие страны Европы и Азии. Из России он добрался до Сибири и Монголии под именем Домбра. Танбур можно считать одним, из самых распространенных инструментов в мире, сильно повлиявших на развитие лютен с длинным грифом, танбуровидных, и струнных инструментов в целом.

С XIV века Иранский (Курдский) Тембур считается священным инструмент для курдской религии Ясаран (Ахл-э Хакк), аналогичной Суфийскому Ордену. Он используется для обрядов и ритуалов. Мелодии и гаммы праведно охранялись орденом, считалось что звук Танбура может слышать только адепт ордена, запрещалось публичное исполнение. В XII веке Шах Кхошин популяризировал Танбур, вплоть до XX века мастерство игры передавалось только от Учителя к Ученику. Традиционно корпус инструмента грушевидый, изготавливается из древесины шелковицы или абрикоса, гриф и колки из персидского ореха. Изначально Танбур имел 2 струны и 13 назвязных ладов. В начале XX века признанный мастер инструмента Остад Элахи (Нур Али Элахи) добавил третью струну и четырнадцатый лад.

Техника игры на Танбуре сложна и подразумевает использование всех пальцев правой руки. Игра характеризуется периодами молчания и быстрым развитием композиции, интенсивными вставками, образующими ритмические элементы с ярко выраженным и характерным акцентированным защипыванием струн снизу. Танбур является единственным восточным инструментом, не имеющим микротональных интервалов. Сегодня большинство исполнителей на Курдском Тембуре — этнические курды и происходят из Иранского Курдистана, часто придерживаются Ясаранской религии. Из исполнителей стоит отметить Сохраба Поурназери, Али Акбара Моради и Сейеда Халиль Алинежада, внесших свой большой вклад в развитие Иранского Танбура и техники исполнения на нем.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен

этно



Ещё в разделе

Скрабалэй

Скрабалэй (скрабалай) — мелодический перкуссионный инструмент Прибалтики (Литвы и Латвии), представляющий собой трапецевидные деревянные колокола. Традиционно они изготавливаются из дуба и ясеня, внутри коробок находится деревянный или металлический язычок, который создает дополнительный резонанс во время удара, аналогично металлическим колоколам.

Гайчак

Афганский Гайчак

Гайчак древний смычковый музыкальный инструмент Персии, только лишь 50 лет назад вернувшийся в лоно классической персидской музыки Некоторые исследователи считают что гайчак существовал в до-исламской Персии в период династии Сасанидов.


Добавить комментарий