Кеменче
Кеменче (с персидского kaman — маленький и che — смычок) — смычковый музыкальный инструмент народов эллинистического Понта, северо-восточной части Малой Азии, лежащей на берегах Черного моря. Изначально инструмент зародился на территории Трапезундской империи (за два-три века до становления империи как таковой в 1204 году), откуда позже, посредством войны и торговли, распространился шире на территории современных Греции и Турции. История происхождения инструмента вызывает у исследователей немало вопросов: с одной стороны, само название говорит о родстве с персидской каманче, которая, предположительно, была взята за основу, с другой — ближайшими родственниками понтийской лиры являются византийская и критская лиры, а также лира политики, породившие в свою очередь ребек и целое семейство западных смычковых инструментов. Примечательным является тот факт, что конструкция этих лир, в частности критской и их «потомков», представляет собой грушевидный или вытянутый округлый треугольный корпус, который ближе к персидскому семейству ребабов, чем лыжевидная форма кеменче. Несмотря на то, что именно о критской лире мы имеем самые ранние сведения, встречающиеся в «Книге о культурном музыкальном восприятии» Ибн Хордадбеха, написанные им в 9 веке, и именно она состоит в самом близком родстве с ребабовидными, более архаичное название кеменче, напрямую заимствованное из персидского, все же закрепилось за понтийской лирой. Существует точка зрения, что это слово пришло в Понт намного позже, во время Османского господства, а сам инструмент раньше так и назывался — понтийская лира или же просто лира. Стоит отметить, что слово λύρα с древнегреческого переводится просто как музыка, мелодия или музыкальный инструмент.
Самое раннее изображение византийской лиры мы находим на одном из знаменитых византийских сундуков, полностью выполненных из слоновой кости. Их возраст определяется примерно 900-1100 годами нашей эры. Сама кеменче многократно была найдена недалеко от города Трабзон и других населенных пунктах у юго-восточного побережья Черного моря, находки датируются 9-10 веками нашей эры. Точка зрения, подразумевающая параллельное, но несколько обособленное развитие этих двух типов инструмента, представляется наиболее состоятельной: семейство «грушевидных» лир развивалось отдельно, беря свое начало в критской лире, а кеменче имела свое собственное происхождение, о котором доподлинно мы мало что знаем, за исключением одного артефакта — в Сузах была найдена статуэтка человека, играющего на инструменте, напоминающем понтийскую лиру (но без смычка), относящаяся к периоду Эламского царства примерно 780 года до нашей эры. Существует вероятность, что подобная форма инструмента попала на побережье Черного моря через торговлю с персами, откуда уже распространилась морскими путями, сохраняя в Понте свою первоначальную форму и приобретая новые черты по мере удаления и оседания в местной культуре. Это объясняет, почему разные формы сохранялись и развивались одновременно, а также почему инструмент назывался именно кеменче — либо это действительно его самоназвание, либо греки, зная о существовании у персов смычковой каманче по аналогии стали называть так и привезенную им лиру. Однако не стоит раньше времени отметать версию Османского происхождения названия.
Все эти инструменты в том виде, в котором мы их знаем, существовали примерно в одно время и, безусловно, оказывали друг на друга определенное влияния, хоть их изначальные архаичные формы и сохранились по сей день. Отчасти это объясняется относительной культурной изолированностью каждого отдельного географического региона, что в целом свойственно морским и островным народам. Существуют некоторые различия между отдельно взятыми представителями семейства «скрипки Черного моря» (так иногда называют кеменче и ее разновидности), а именно: на территории Каппадокии чаcто встречаются удлиненные инструменты с более низким и глубоким звуком, бОльшим количеством струн (до семи) и вставным грифом, не являющимся продолжением корпуса, как у других кеменче. В других регионах бытования инструмент выглядит примерно одинаково, варьируются лишь длина корпуса, декоративные элементы и материалы, из которых изготовлена лира.
Кроме перечисленных выше инструментов, родственниками понтийской лиры также являются хорватская лиеритса, болгарская годулька, южноевропейская аррабель и др. Интересно, что на территорию России греческие лиры попадали целых два раза: сначала с принятием христианства (датируемая 1190 годом, при раскопках под Великим Новгородом была найдена византийская лира, уже приобретающая черты восточнославянского гудка) и позже с волной миграции понтийских греков на Кавказ в 18-19 веках, где именно в форме кеменче жива по сей день.
Чаще всего корпус понтийской лиры изготавливается из вишни, сливы, шелковицы, можжевельника или ореха, а накладка на гриф — из красного или черного дерева. Строев для кеменче существует достаточно много, какой именно использует музыкант зависит от региона, в котором он живет, какие произведения исполняет и, конечно же, от его личных предпочтений. Часто третья струна используется в качестве дронной, особенно в Турции, а вторая и первая — игровые, однако также существуют такие строи, которые позволяют использовать все три струны в качестве игровых, например EAD, ADA, GCG и другие. При игре на кеменче используется традиционный смычок с регулируемой в процессе игры силой натяжения конского волоса. Струны металлические, пропущенные через корпус.
На сегодняшний день кеменче продолжает играть значимую роль в народной музыкальной культуре Греции и Турции, причем на ней не только исполняются традиционные произведения, но и пишутся новые танцевальные и лирические композиции.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Надежда Мааласенен
Ещё в разделе
«Планета Звука» выпуск #9 Альбомы Real World Records
Здравствуйте, Дорогие Друзья! Сегодня я хочу продолжить обзор наиболее значимых альбомов знаменитой английской студии Real World Records, начатый в прошлом выпуске!
Трэскофиоль
Трэскофиоль — шведский народный смычковый инструмент с интригующей историей. Внешний вид инструмента будоражит воображение, а конструкция его гениально проста и приводит в восторг исследователей и этномузыкологов. Традиционно Трэскофиоль изготавливается из сильно поношенной, как правило, правой калоши.
Комментарии: