Авлос
Авлос (аулос) — древнегреческий язычковый духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью (некоторые исследователи считают, что авлос имел двойную трость), как правило состоящий из двух отдельных флейт, соединенных друг с другом. Одна из флейт обычно имеет высокий звук и меньшую длинную, чем вторая. Археологические свидетельства об авлосе встречаются повсеместно на территории Греции, Понта, Передней Азии и Рима, самые ранние из них датируются 7-6 веками до нашей эры, в том числе на территории Спарты (одни из древнейших в Греции). Кроме самого инструмента также находят черепки и целые керамические изделия с изображением инструмента и сюжетами мифов.
В 5 веке до нашей эры Меланиппид, живший при дворце в Македонии, записал миф о состязании между Марсием и Аполлоном. Согласно этому мифу, авлос создала Афродита, но разозлилась, заметив, как некрасиво раздуваются её щеки во время игры, и выбросила инструмент. Фракийский пастух-сатир по имени Марсий нашел авлос, подобрал и освоил игру на нем так хорошо, что осмелился бросить вызов самому Аполлону и его кефаре. Бог искусств оказался хитрее и поставил сатиру обязательно условие — петь во время игры, что неосуществимо с духовыми. После очевидной победы он убил Марсия, повесив на сосне и сняв с него кожу. Позже в Дельфах Сакад воспел Аполлона Пифийского на флейте, и ненависть Бога к духовым инструментам с тех пор угасла. Кроме дифирамбов Меланиппида, этот сюжет также встречается в «Описании Эллады» Павсания и более поздних трудах других античных авторов.
Разберемся в происхождении инструмента. Относительно этногенеза древних греков и наличии у них некоего «догреческого субстрата» существует много теорий, одна из них — теория палеобалканского субстрата, поддерживаемая Откупщиковым и Гиндиным. Обычно, говоря о таком субстрате, говорят о языковых заимствованиях и лингвистических взаимодействиях, однако, вместе с этим происходит и определенная культурная преемственность. Подтверждение этому мы находим в самом мифе, согласно которому Марсий был фракийцем. Вопрос происхождения самих фракийцев крайне сложен в связи с недостаточным количеством письменных упоминаний, противоречащей информации и невозможностью глубоко изучить и классифицировать фракийских язык. Мы можем лишь догадываться, откуда к ним попал авлос и с какими народами они контактировали. Самые древние свидетельства аналогичных инструментов относятся к 29 веку до нашей эры, найденные в шумерском городе Ур, позже — в пирамиде Хенткаус в Египте времен Древнего Царства (28-27 век до нашей эры). Значительно более поздно подобные язычковые с одинарной тростью (одинарные или состоящие из двух или даже трех отдельных флейт) встречаются во всем Средиземноморье и на близлежащих территориях от Сардинии до Ближнего Востока под разными названиями: аргуль, миджвиз, лаунеддас и др. Таким образом, мы можем говорить о месопотамском происхождении авлоса, однако как именно он попал на Балканы и оттуда — к грекам не до конца понятно.
Начиная с Классического периода Древней Греции, авлос занимал такое же важное место в музыкальной культуре, как и кефара. Со временем авлодия (пение под игру на авлосе) и авлетика (сольная игра) стали классическими жанрами греческой музыки, особенно распространившимися в культах Диониса. Часто с авлосом изображали сатиров и менад. С появлением и развитием смычковых лир авлос несколько потерял свою популярность, однако никогда не вымирал полностью. В наше время, благодаря общеевропейским и в частности греческим тенденциям традиционализма и возрождения народной культуры, авлос все чаще можно услышать не только в небольших деревнях и городках, где он остается «живым», но и в руках современных музыкантов в качестве «реконструированного» инструмента.
Особенность игры на авлосе заключается в одновременном использовании двух частей флейты для создания полифонии. Иногда одна флейта используется для дронного звука, а вторая — для создания основной мелодии, как правило, даже в одной композиции эти техники совмещаются и чередуются. Авлос обладает уникальным звучанием, которое отличает его от других духовых. Наиболее близким потомком авлоса принято считать гобой. Также иногда называют в качестве родственных инструментов близкие зурне духовые, особенно распространенные на Балканах и в Восточной Европе : сопила, тёрёксип и др. Обычно исследователи, считающие, что авлас имел двойную трость, придерживаются этой точки зрения. Не исключено, что эти инструменты действительно имели общую историю, однако разные пути развития, контакты с разными культурами и народами, повлиявшими на их форму и строение, а также различное происхождение.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Надежда Мааласенен
Ещё в разделе
«Планета Звука» выпуск #10 Dead Can Dance
Здравствуйте, Дорогие Друзья! Свой сегодняшний выпуск я хочу посвятить творчеству одной из моих самых любимых групп — легендарного австралийского дуэта «Dead can dance», созданного мультиинструменталистом Бренданом Перри и певицей Лизой Джеррард.
«Планета Звука» выпуск #8 Альбомы Real World Records
На протяжении своей истории студия постоянно расширяла границы, открывая миру новых артистов и изобретая сложные способы звукозаписи. Уникальность лейбла заключается еще и в том, что он сумел объединить музыкантов духом любви к музыки, а не принадлежностью к определенному жанру или народу.
Комментарии: