//
Мы запустили новую версию афиши

Сетар


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
2.9.2016

СетарСетар — древний персидский музыкальный инструмент из семейства танбуровидных (Се — три, Тар — струна), широко распространенный в Иране, Таджикистане, Индии, Пакистане, Афганистане и на Кавказе, исследователи полагают, что он развился из Багдадского Танбура в Иране в XIII-XIV веках, в остане Шираз. Некоторые ученые склонны считать конец XII века началом его формирования. Сетар впервые упоминается в работах Хафиза Ширази, великого иранского поэта, произведения которого считаются жемчужиной персидской литературы, его работы можно увидеть чаще других в домах иранцев, строки его поэзии крепко вжились в персидский язык. Абдлугадир Мараги также описывал Сетар в одном из своих манускриптов. Первые изображения Сетара появляются в XV-XVI веках в живописи и миниатюрах Империи Сефевидов, позже — у Империи Великих Моголов и Османской Империи.

Во времена монгольских нашествий отчаянно пытающая выжить персидская культура была в критическом положении, радикальные религиозные взгляды запрещали музыку, три четверти персидского народа были жестоко убиты завоевателями. Потом пришел Тамерлан, который самолично отдал приказ об умерщвлении жителей великого Исфахана, но вскоре захватчики подверглись влиянию персидской культуры, переняли множество исконно иранских обычаев и нравов. Музыкантам и мистикам того времени приходилось держать в тайне свои встречи, танбур уменьшился в размерах, чтобы его можно было тайно переносить под одеждой на закрытые собрания. Деликатный и тихий звук Сетара стал основой суфийской музыки Мусульманского Ирана, где долгое время была запрещена инструментальная музыка. В такой среде и родился Сетар, как протест угнетению.

СетарСетар имеет небольшой грушевидный корпус, склеенный из рёбер, изготовленных из древесины шелковицы, гриф же изготавливается из грецкого или персидского ореха, резонаторы выполненные в форме геометрического рисунка на накладке и корпусе, инструмент имеет 25-28 навязных ладов, как правило изготовляемых из жил животных, иногда из шелковой нити, обмотанной несколько раз вокруг грифа. Традиционно Сетар имел три струны, но в XVIII веке суфийский мистик Моштак Али Кхан добавил еще одну струну, которая получила имя Моштака. Таким образом, сегодня Сетар имеет две струны и один хор. Четыре колка располагаются в два ряда с левого бока и сверху колковой коробки (традиционный стиль) или с двух сторон (стиль Гханбари Мехр). Строй Сетара CGCC, но он разнится от региона к региону. В течение XIX века конструкция менялась, и приобрела современный вид.

Техника исполнения крайне сложна и экспрессивна, используется множество различных стилей и приемов, обладающих перкуссионным звучанием. На сетаре играют в основном руками, защипывание струн производится ударом сверху ногтя указательного пальца правой руки, что придает особый колорит звучанию инструмента. Имеет диапазон в две с половиной октавы. Сетар занимает важное место в традиционной персидской музыке и имеет несколько вариантов и модификаций. Именно Сетар больше всего повлиял на развитие музыкальной культуры и инструментов в Империи Великих Моголов, правивших в Индии, Пакистане, и Афганистане, благодаря ему начался расцвет Индийской культуры и искусства. Также он значительно повлиял на развитие родственных инструментов в музыкальной традиции Османской Империи, Леванта, Средней и Южной Азии.

Сетар стал знаменитым наследником древнего Танбура, игра на нем — высокое искусство в Иране. Инструмент стал иконой персидской музыки и ее голосом, сильным и трогательным. Он передает самые глубокие чувства и повествует о минувших днях и эпохах. В звуке Сетара раскрывается искреннее мастерство древних мастеров и сама душа иранского народа, ее печаль и радость. Звук подобен журчанию воды. Сетар породил богатое потомство: шурангиз, таджикский сетор, кашмирский сетар, пакистанский читрали сетар и многие другие. Мастерами инструмента можно назвать Хоссейна Ализадеха, Дариуша Талаи и, конечно же, Мохаммеда Резу Лофти. Их вклад в персидскую музыку воистину велик. В XXI веке Сетар продолжает жить и развиваться, затрагивать чувства человека своим необыкновенным и завораживающим звучанием.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен

этно



Ещё в разделе

Трэскофиоль

Трэскофиоль

Трэскофиоль — шведский народный смычковый инструмент с интригующей историей. Внешний вид инструмента будоражит воображение, а конструкция его гениально проста и приводит в восторг исследователей и этномузыкологов. Традиционно Трэскофиоль изготавливается из сильно поношенной, как правило, правой калоши.

Рунебомме

Рунебомме — культовый рамочный барабан саамов овальной формы, покрытый руническими символами и магическими формулами. Самое раннее упоминание об этом барабане встречается в Краткой Истории Норвегии неизвестного монаха, написанной в XII веке.


Комментарии:

Добавить комментарий