Рубаб
Рубаб — древний персидский инструмент, распространенный в Иране, Афганистане, Пакистане, Таджикистане, Узбекистане и Индии. В старых персидских книгах с VII века появляется название рубаб. Он считается традиционным инструментом Хорасана и сегодня является главным народным инструментом, занимающим центральное место в народной и классической музыке Афганистана. Его называют «львом среди инструментов». В Иране же как народный инструмент он был распространен только на юго-востоке страны в провинции Систан и Белуджистан, но в 60-ые годы XX века тенденция создания чисто персидских ансамблей вернула рубаб в лоно классической персидской музыки. Такие исполнители как Хоссейн Ализадех и Бижан Камкар были первыми музыкантами, вернувшими рубабу звание классического персидского инструмента.
Строение инструмента уникально своей формой и наличием 11-12 резонаторных струн, игровых же струн шесть, они состроены в три хора с разницей в кварту. Корпус инструмента изготавливается из цельного бруска древесины шелковицы, на который натягивается шкура молодого козла. На грифе рубаба присутствуют навязные лады. В Горно-Бадахшанской области Таджикистана существует свой особый вид рубаба, входящий в памирскую музыкальную традицию. У него шесть жильных струн, одна их которых крепится к грифу сбоку намного ниже колковой коробки. Корпус округлый и имеет два выступа. Еще существует Кашгарский рубаб, являющийся родственным Памирскому, он имеет металлические лады и два ярко выраженных рога на корпусе, чаще всего его можно встретить в Узбекистане.
Техника игры на Рубабе схожа с техникой персидского Тара, используется жесткий роговой плектр. Стиль игры достаточно агрессивный, присутствуют тремоло и сложные ритмические рисунки. Рубаб дал потомство в виде индийского Сарода, пакистанского Сени Рубаба, тибетского Драньена и других замечательный инструментов Южной и Центральной Азии. Особое значение Рубаб имеет для последователей веры Сикхов в Индии, является первым музыкальным инструментом, использованным в Сикхизме. Бхаи Мардана был компаньоном Гуру Нанака и каждый раз, когда на гуру снисходило просветление, он начинал петь, а его компаньон повторял мелодию на своем Рубабе.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен
Ещё в разделе
«Планета Звука» выпуск #3 Oi Va Voi

Сегодня мы начнем наше странствие с города без границ… Именно так часто называют Лондон — красочную столицу Британии… и границ не географических, а скорее культурных. Я сам много лет назад побывал Лондоне, когда еще учился в старших классах школы.
«Планета Звука» выпуск #10 Dead Can Dance

Здравствуйте, Дорогие Друзья! Свой сегодняшний выпуск я хочу посвятить творчеству одной из моих самых любимых групп — легендарного австралийского дуэта «Dead can dance», созданного мультиинструменталистом Бренданом Перри и певицей Лизой Джеррард.
Комментарии: