К’ни
К’ни (k’ni, k’ny) — уникальный в своем роде вьетнамский музыкальный инструмент, потрясающий воображение. В джарайском языке слово к’ни означает «скрипка» или любой смычковый инструмент. Этот единственный представитель своего вида, классифицирующийся как смычковый хордофон, не имеет резонатора, поэтому иногда его называют смычковым варганом или губной скрипкой. К’ни представляет собой кусок необработанного бамбука, на который натягиваются струны, обычно от одной до трех. К струнам прикрепляется шелковая нить или металлическая струна, к концу которой привязывают кусочек рыбьей шкуры, она кладется в рот, и через нее передаются звуковые колебания. Благодаря этому, игрок использует собственную ротовую полость в качестве корпуса и имеет возможность менять высоту и тембр звука.
Сделать к’ни очень легко, процесс занимает совсем немного времени. Во Вьетнаме часто используют свежевырванный из земли бамбук, не обрывают зеленые листья и не трогают корни, а после игры сажают обратно. Но существуют также и эксклюзивные инструменты более высокой категории, украшенные резьбой и рисунками. В некоторых поселениях горного Вьетнама до сих вместо смычка для извлечения звука используется фрикционный посох. Чаще всего на к’ни играют в пентатонической гамме C D F# G A. Инструмент также можно использовать для игры плектором.
На к’ни играют представители этнических меньшинств горных районов центральной части Вьетнама, такие как бахнар, зярэй, седанг, эде, хрэ и другие. Традиционно, только мужчинам разрешено было использовать инструмент, а также — только за пределами населенных пунктов и жилых построек, так как к’ни — это голос духов, и он может испугать людей или даже навредить им. Сегодня же его можно услышать и в деревнях, и в диньях — общинных домах, типичных для сельской местности, играющих роль места сбора людей одной общины. В наше время игра на к’ни может сопровождаться и другими традиционными инструментами и иногда даже встречается в рамках традиции няняк, придворной музыки. Сейчас женщины могут играть на к’ни наравне с мужчинами.
Происхождение к’ни доподлинно неизвестно, вероятно, это потомок ранних форм смычковых луков, которые присутствовали в культуре многих народов Евразии от Северной Европы вплоть до Китая, и губных струнных лыжевидных инструментов кочевых народов Азии. На данный момент аналогов этому инструменту нет, а также нет никаких письменных или археологических данных, дающих основание считать, что они вообще когда-то были. Наряду с этим, у других народов Вьетнама широко распространен дан ни (dan hni), местная разновидность ребаба, с деревянным корпусом и кожаной мембраной. Удивительно, что он не вытеснил к’ни и не был заимствован соседями.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Надежда Мааласенен
Ещё в разделе
«Планета Звука» выпуск #14 Russian World Music Awards
Здравствуйте, Дорогие Друзья! Сегодня после небольшого летнего перерыва я хочу продолжить рассказ о номинантах первой в России Премии в области этнической музыки — Russian World Music Awards, начатый в прошлом выпуске.
Трэскофиоль
Трэскофиоль — шведский народный смычковый инструмент с интригующей историей. Внешний вид инструмента будоражит воображение, а конструкция его гениально проста и приводит в восторг исследователей и этномузыкологов. Традиционно Трэскофиоль изготавливается из сильно поношенной, как правило, правой калоши.
Комментарии: