//
Мы запустили новую версию афиши

Гудок


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
20.5.2016

Гудок — традиционный смычковый музыкальный инструмент, распространенный у восточных славян, проживавших на территории современной России. Самые ранние свидетельства о гудке мы получаем из археологических источников, а именно с Неревского раскопа (Великий Новгород 12 века), где были найдены образцы, выполненные из можжевельника и березы. Ранее в Никоновском списке Повести Временных Лет (1068 г) мы сталкиваемся с названием смык, которое некоторые исследователи считают одним из имен гудка. Другие же придерживаются точки зрения, что на Руси мог существовать некий аналог балтийской пуслине, который так и называли — смык.

Что касается вопроса о происхождении гудка, он был привезен из Греции (Византии) во время принятия христианства и является, по сути, местной адаптированной разновидностью византийской лиры. Ранние формы гудка, найденные в Великом Новгороде, действительно не отличаются по конструкции и форме от греческого «предка», а вот более поздние образцы, получившие особое распространение во время расцвета скоморошества в 15-17 веках (согласно некоторым исследователям, вплоть до 19 века), несколько иные. Бытовавшие в особенно большом количестве в южной России и Малоросии, они имели не цельный корпус, а отдельно клеящийся гриф, а также колковую машину, напоминающую современную скрипичную.

Традиционно три струны для гудка изготавливались из жил животных или пеньковой веревки, на некоторых гибридных инструментах Скандинавии, на развитие которых повлияла византийская лира (ранний гудок), например эссехарпа и сотхарпа, использовались струны из конского волоса. Относительного строя гудка до сих пор ведутся споры, так как доподлинной исторической (письменной) информации на этот счет у этномузыкологов нет. Некоторые считают, что чаще всего применялись квинтовый строй с двумя струнами в унисон (AAE) и кварто-квинтовый (DAD). Также распространенно мнение, что одного конкретного строя у гудка не было, как это часто бывает в народной музыке, но в разных регионах использовали свой. Например в южных регионах, как мы можем судить из косвенных источников, таких как поздние нотные записи фольклорных произведений и наигрышей, был, по видимому распространен строй EAD, свойственный Византийской музыке. Письменные источники говорят, что наигрыши исполнялись в основном на одной мелодической струне, а две нижних использовались как дрон (бурдон). Эта информация подвергается большому сомнению современными виртуозами классической византийской музыки и говорит скорее об уровне игры конкретного музыканта, чем о традиции самого инструмента и его возможностях.

На данный момент гудок считается вымершим и заново реконструированным инструментов. Во многом внимание к инструменту было спровоцировано активаций нео-языческих движений в России (СССР) 80-х годов и тенденции к традиционализму, в целом наблюдающейся в современном обществе, подверженном процессу глобализации. Вокруг гудка часто возникают мистификации и ложные исторические теории, в том числе музыковедческие. На данный момент гудок используется некоторыми фолк коллективами России и Украины, а также в рамках исторических реконструкций. Уровень владения инструментом и развитости техники игры современными исполнителями в силу утраченной традиции далек от виртуозности.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Надежда Мааласенен

этно



Ещё в разделе

Тар

Тар

Тар — древний персидский струнный инструмент, широко распространенный на Кавказе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Он занимает центральное место в музыкальной культуре Ирана и Азербайджана.

«Планета Звука» выпуск #8 Альбомы Real World Records

«Планета Звука» выпуск #8 Альбомы Real World Records

На протяжении своей истории студия постоянно расширяла границы, открывая миру новых артистов и изобретая сложные способы звукозаписи. Уникальность лейбла заключается еще и в том, что он сумел объединить музыкантов духом любви к музыки, а не принадлежностью к определенному жанру или народу.


Комментарии:

Добавить комментарий