//
Мы запустили новую версию афиши

Тамбурас


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
6.5.2016

ТамбурасТамбурас — греческий щипковый инструмент семейства танбуровидных времен Византийской Империи. Греческие этномузыкологи утверждают, что он появился посредством развития древнегреческой пандуры, инструмента, заимствованного из Месопотамии и Ассирии еще в древние времена, когда он бытовал под именем танбур. В Империи инструмент занимал привилегированное положение и являлся основным струнным инструментом Византийской музыки. Тамбурас оказал большое влияние на музыкальную культуру соседних народов, таких как болгары, турки, сербы, армяне, грузины и другие. Имеет навязные передвигаемые лады, позволяющие играть в традиционных греческих гаммах, носящих название ичой в Византийской музыкальной традиции.

Первое упоминание о Тамбурасе появляется в греческой эпической поэме Дигенис Акрит о жизни и подвигах легендарного греческого героя Дигениса, написанной в X веке. В Афинском Историческом Музее сохранился танбурас XIX века, принадлежавший генералу Макрияннису. Строение инструмента очень близко персидскому танбуру и турецкому и азербайджанскому сазу, имеет более вытянутую грушевидную форму корпуса и прямой гриф с навязными ладами. Как правило, имеет 12 колков и шесть спаренных струн. Иногда струны могут быть тройными, но в старинных танбурасах наблюдаются две двойные струны. Имеет единственный резонатор на лицевой части, что отличает его от саза, который имеет резонаторное отверстие в самом корпусе, и танбура, у которого их множество. Форма и технология изготовления тамбураса стали традиционными и неизменными.

Танбурас сильно повлиял на развитие лютен с длинным грифом и породил целое семейство греческих инструментов разных размеров и тембров, самым известным и характерным представителем которых является бузуки, по сути равнотемпированная версия древнего Танбураса. Из его потомков можно также назвать багламас, табоура, карантоузени и тзоурас. Еще стоит отметить инструмент лавта — гибрид между критским лауто, понтийским оути и византийским танбурасом, который иногда называют лютней Константинополя. Благодаря этому инструменту, сегодня мы имеем богатое потомство греческих лютен и прекрасную радостную музыку, которая поражает своим звучанием и очаровывает слушателя духом Средиземноморья.

Звукоизвлечение на Тамбурасе производиться с помощью плектра, именуемого «пена», или, по старой традиции, гусиным пером. Сегодня стоит отметить таких исполнителей, как Лабис Ксилоурис, Петрос Моустакис и Росс Дэли. Стиль исполнения агрессивный и энергичный, сопровождается быстрыми восхождениями по гамме, активным использованием акцентов и ритмических украшений, выразительным синкопированием мелодии. Тамбурас часто выступает в качестве соло инструмента и в традиционной музыке Греции существует множество композиций, написанных именно для тамбураса. Сегодня мы наблюдаем возрождение игры на нем и даже коллективы, в которых его звучание занимает центральное место в творчестве. Ранее инструмент практически не использовался и долгое время уступал место бузуки.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен

этно



Ещё в разделе

Авлос

Авлос

Авлос (аулос) — древнегреческий язычковый духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью (некоторые исследователи считают, что авлос имел двойную трость), как правило состоящий из двух отдельных флейт, соединенных друг с другом. Одна из флейт обычно имеет высокий звук и меньшую длинную, чем вторая.

Аль-Рабаба

Первые упоминания о ребабе под этим названием относятся к VIII веку нашей эры. Существует несколько мифов о происхождении ребаба: согласно первому, сам царь Соломон играл на ребабе, это указывает на датировку около 3800 года до нашей эры. Согласно второму великий ученый Востока Аль-Фараби изобрел этот инструмент.


Комментарии:

Добавить комментарий