Йоухикко
Йоухикко — древний финский смычковый инструмент, имеющий глубокие исторические корни. Старое название инструмента — йоухикантеле — переводится как смычковое кантеле, которое считается главным прародителем этого чудесного инструмента. Некоторые исследователи считают, что йоухикко происходит от более раннего финского инструмента Харппу. Другие же проводят параллель с Нарс-Юхом, музыкальным инструментом угров (хантов и манси). Йоухикко имеет две или три струны из крученого конского волоса, изготавливается из ели или сосны, распространено в Карелии и Финляндии. К сожалению, традиция игры на йоухикко прерывалась и была возрождена в конце XX века. Традиционные композиции были собраны в полевой работе исследователем А.О. Вайсаненом 1913-1961 годах. Йоухикко в основном использовалось для танцевальных мелодий, репертуар состоял из коротких импровизаций, которые состояли из шести нот с постоянно звучащим дроном (бурдон).
Первые изображения инструмента, аналогичного йоухикко, появляются в XII веке в церкви Рольдаль, более разборчивые — в кафедральном соборе Нидарос в Трондхейме (Норвегия) в форме скульптуры XIV, вырезанной из камня, изображающей человека, играющего на смычковой лире с узкой прорезью для руки. В литературных источниках, таких как Сага о Тидреке Бренском (XII век), были упомянуты смычковые лиры. Самая ранняя легенда о Тидреке в скандинавской мифологии вырезана на рунном камне Рёк (IX век) в Швеции. Финский музыколог Отто Андерсcон был ведущим специалистом в исследовании северных смычковых лир, в своих работах он сравнивал статую в Трондхейме с финским йоухикко и шведо-эстонской тальхарпой. Он обнаружил архаичную традицию игры на тальхарпе на эстонских островах, имевших шведские поселения и обнаружил культурные связи и родственные инструменты в Скандинавии, Балтии, России, Польше и на Британских Островах. Благодаря вкладу Отто Андерссона мы видим возрождение традиционного исполнительства в Финляднии и Швеции.
В знаменитой работе финского ученого и фольклориста Эллиаса Лёнрота «Калевала», составленной из 50 рун (эпических песен), собранных им самим и его предшественниками со слов финских и карельских крестьян, присутствуют песни лирического, эпического, народного и магического характера. Сюжет про Вяйнямёйнена (Вайнамойнэна) рассказывает легенду о создании кантеле, которое он изготавливает себе из древесины березы и ставит струны, скрученные из конского волоса. Там же упоминается его виртуозная игра, в том числе смычком, очаровывающая лесных зверей, простых людей и даже самых суровых воинов. Из Калевалы видно, что кантеле имело огромное значение для финской нации и стало неотъемлемой частью неповторимой музыкальной традиции.
Стоит отметить, что йоухикко имеет конструкцию, близкую скорее балтийским псалтериям. В Новгороде и Гданьске археологами были обнаружены псалтерии (гусли), имеющие прорезь для руки. Исследователи предполагают, что эти инструменты представляют собой гибрид псалтерия и лиры, вместе с гуслями был найден смычок.
Тальхарпа — шведский национальный инструмент, ближайший родственник йоухикко и достойный представитель семейства смычковых лир. Как правило, Тальхарпа имеет четыре струны и широкую прорезь для игры, что дает возможность исполнителю зажимать все струны. Форма инструмента простая прямоугольная, в отличие от йоухикко, конструкция более громоздкая и широкая. Археологические находки в Бирке показывают что иногда струн бывает до шести. Тальхарпу также можно встретить в Эстонии под названием Хииу Каннель, где она занимает весомое место в культуре. В Норвегии инструмент имел три струны и название Хаар Гийе, одновременно имевший как черты йоухикко, так и тальхарпы. На Шетландских Островах существовал аналогичный инструмент — Гу — с двумя струнами, сплетенными из конского волоса. Как известно он попал на острова с норвежскими переселенцами, которые постепенно ассимилировали местное население. В Уэльсе же зародился Кроуд (cwrth)- смычковая лира с накладным грифом, позволявшая прижимать струну, тем самым значительно увеличивая диапазон извлекаемого звука.
Финская техника игры на йоухикко отличается зажатием струн тыльной стороной пальцев, что позволяет улучшить качество извлечения звуков. Такая техника считается традиционной. Часто используется зажатие созвучий, быстрое чередование мелодий и синкопированный ритмический рисунок. Эстонская же техника представляет собой зажатие струн подушечками пальцев. Она также популярна в Швеции. Оба стиля уникальны по-своему и позволяют извлекать из инструмента особый звук. Консерватория Сибелиуса обучает игре на йоухикко и кантеле на Факультете Джаза и Народной Музыки в Хельсинки уже около сорока лет. В Финляндии лютье, композитор и музыкант-виртуоз Рауно Ниеминен изготавливает йоухикко, тальхарпы и другие финские народные инструменты. Он написал две этномузыкологические работы, изданные при Консерватории Сибелиуса. Благодаря вкладу таких исследователей как Рауно сегодня мы можем услышать старинные инструменты и сохранить наше наследие. Один из учеников его школы Пекко Каппи является одним из самых ярких и успешных исполнителей на йоухикко и надеждой всей народной музыки Финляндии.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен
Ещё в разделе
Пуслине
Пуслине — древний музыкальный инструмент народов Прибалтики. Он представляет собой деревянную трость (прямую или раздвоенную на конце) с привязанным надутым мочевым пузырём свиньи. Сверху пузыря натянуты струны из свиных кишок, обычно их от одной до трёх.
«Планета Звука» выпуск #3 Oi Va Voi
Сегодня мы начнем наше странствие с города без границ… Именно так часто называют Лондон — красочную столицу Британии… и границ не географических, а скорее культурных. Я сам много лет назад побывал Лондоне, когда еще учился в старших классах школы.
Комментарии: