//
Мы запустили новую версию афиши

Аль-Джозе


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
11.12.2015

zWRYTCUNSUs

-37521432_377199232

-37521432_377199230

-37521432_377199233

-37521432_377199231

В переводе с персидского языка «кокосик». Джоза является одним из древнейших музыкальных инструментов мира. Барельеф, найденный в руинах древнего шумерского города Ур, изображает жрецов с джозой, что указывает середину III тысячелетия до нашей эры, времена расцвета Шумерской Цивилизации в Междуречье, занимавшей территории на юге современного Ирака. В то далекое время правила I Династия Ура. Город располагался на побережье персидского завила, где в ту эру воды еще не отступили. Ур знаменит своим зиккуратом, в котором находился храм Нанны — Шумерского бога Луны. Он был крупным централизованным городом древней Месопотамии с развитой бюрократией и религиозным центром. Во время максимального расцвета население Ура составляло 65 000 человек.

Джоза родилась в руках жрецов и была посвящена богам Шумера. Она использовалась для мистических практик и вхождения в трансцендентные состояния, являлась посредником в общении с Богами. Этот инструмент считался священным, и звук его, по преданию, исцелял душу человека и очищал его от зла. При дворах правителей существовала культура принятия Божества во плоти. Зажигались благовония, звучал волнующий голос джозы, совершались жертвоприношения и Божество являлось, дабы благословить народ и передать частичку своей мудрости правителю. Существовал культовый предмет — фрикционный посох, который выполнял функцию смычка, его изготавливали из тонкого камыша, обильно натертого смолой кедра, обладающей свойствами канифоли. Жрецы верили, что собой он олицетворяет Богов. Посох продолжает жить в Средней Азии и Вьетнаме.

Как показывают археологические раскопки в современном Ираке, Ур был крупнейшим центром урбанизации на Месопотамской равнине. Открытие царских захоронений XXIV-XXV веков до нашей эры подтверждает экономическое могущество города. Было найдено множество предметов роскоши, драгоценных металлов и полудрагоценных камней, привезенных из Ирана, Афганистана, Индии, Анатолии и Стран Персидского Залива. Это свидетельствует о развитой торговле и мореплавании. Развитие торговых путей и растущее влияние в XXI-XX веках до нашей эры привело джозу в древний Элам, горные регионы Анатолии, Сирию и на побережье средиземного моря в Эблу. После уничтожения III Династии Ура Эламом, наследниками стали Вяавилония и Ассирия. С помощью военной мощи они несли месопотамскую культуру в Египет, Ханаан, Мидию и многие другие страны Ближнего Востока. Джоза укоренилась в этих землях на тысячелетия.

Шли века, и империи падали, Ассирия была завоевана совместными силами мидийцев и вавилонян в 616 году до найше эры. В Вавилонии город Ниневия был разграблен объединенной армией мидийцев, персов, скифов и киммерийцев в 612 до нашей эры. Кир Великий сместил Мидийского короля Астиага и образовал Империю Ахеменидов, впитавшая культуру Элама. В 539 году до нашей эры Вавилония была захвачена Персидской Империей. С завоеваниями державы все дальше распространялась Аль-Джозе. В VII веке в Сасанидском Иране появляется потомок инструмента, персидская Каманче. После Арабского завоевания Империи Сасанидов начинают появляться и другие потомки. Среди них египетская рабаба, турецкий ребаб, андалузский ребаб, берберский рибаб, ливийский имзад, ребаб бедуинов и испанский рабель. Этим чудесным инструментам будут посвящены отдельные статьи.

На родных же землях джоза претерпела небольшие изменения. В Ираке джоза традиционно изготавливается из кокосового ореха, который обрезают с одной стороны, на нее натягивается мембрана из рыбьей или коровьей кожи. Для грифа используется древесина сандала или ореха. Имеются специальные выемки для большого пальца, для удобства игры и обозначения позиции. Монтируется шип и натягиваются четыре струны. В наше время используются скрипичные струны. Строй джозы GDGD. При игре инструмент устанавливается шипом на бедро левой ноги, левая рука держит гриф, правая — смычок. Стоит отметить что самые большие усилия по адаптации джозы к современности, усовершенствованию и популяризации произвел иракский музыкант и мастер инструмента Бассем Хавар, исполняющий традиционную иракскую музыку. Ранее Аль-Джозе использовалась только Иракском Макаме.

-37521432_377199229

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен

этно



Ещё в разделе

Танбур

Турецкий Тамбур

Танбур — древний персидский музыкальный инструмент, имеющий месопотамское и эламское происхождение. В честь этого старинного инструмента названо целое семейство. Самые древние свидетельства о нем появляются на цилиндрической печати 3100 лет до нашей эры из Месопотамии, на которой изображена женщина, играющая на лютне.

Гайчак

Афганский Гайчак

Гайчак древний смычковый музыкальный инструмент Персии, только лишь 50 лет назад вернувшийся в лоно классической персидской музыки Некоторые исследователи считают что гайчак существовал в до-исламской Персии в период династии Сасанидов.


Комментарии:

Добавить комментарий