Пуслине
Пуслине (лит. pūslinė ~ пузырчатка, эст. põispill, англ. bladder fiddle) — древний музыкальный инструмент народов Прибалтики. Он представляет собой деревянную трость (прямую или раздвоенную на конце) с привязанным надутым мочевым пузырём свиньи. Сверху пузыря натянуты струны из свиных кишок, обычно их от одной до трёх. Играют на пуслине фрикционным посохом, а также смычком с конским волосом, техника игры аналогична смычковым лирам: струны прижимаются снизу тыльной стороной пальцев, реже — сверху флажолетной техникой.
Происхождение инструмента доподлинно неизвестно, очевидно некоторое сходство с семейством ребабовидных. Простота конструкции, а также ее архаичность, на которую указывает в том числе использование фрикционного посоха, бытовавшего в Северной Европе по меньшей мере с 9 века, наводят на мысль об определенной автохтонности. Последние визуальные свидетельства о пуслине (рисунки и фотографии) до недавнего времени относились к первой половине 20 века, позже считалось, что инструмент вымер и больше не используется, однако в наши дни на территории Литвы и Эстонии пуслине активно реконструируется и возрождается. Литовский лютье и исследователь народной музыки Эгидийус Вирбащус, первым воссоздавший пуслине в 21 веке, утверждает, что этот древнейший музыкальный инструмент балтийских пастухов, который также использовался во время народных гуляний и языческих праздников, носил, кроме всего прочего, особый ритуальный характер и использовался для поклонения божествам и духам предков. Это дает основания «удлинить» историю инструмента в глубину тёмных веков.
Сегодня эстонский мастер-лютье Март Аардами организует детские лагеря и школьные кружки, где проводит уроки игры на народных инструментах и основ работы в мастерской, на которых дети с его помощью самостоятельно изготавливают каннель, флейты, пойспиль и другие инструменты. Таким образом, он не просто реконструирует «пузырчатку», но и возвращает ее в среду бытования, прививает народную культуру игры на ней молодому поколению, а также передает ему свое мастерство лютье, не позволяя традиции снова вымереть.
Звук у пуслине достаточно низкий и резкий, чем-то напоминающий звук гиги (ģīga), другого смычкового музыкального инструмента региона, родственного семейству псалтериев и смычковых лир. Некоторые исследователи, в частности Игор Тынурист, проводят аналогию между ними в принципе звукоизвлечения и функциональности: как правило, и пойспиль, и гига, по его мнению, играют роль ритмически-мелодического инструмент, аналогично современному контрабасу или бас гитаре. В этом смысле между пуслине и гигой (а также другими инструментами, родственными лангшпилю) может существовать некая функциональная (но не историческая) преемственность. Некоторые традиционные užstalės dainos (застольные/пивные песни) исполняются в наши дни коллективами под аккомпанемент гиги, однако в более ранние времена, по мнению некоторых литовских исследователей, ее место занимала пуслине. Одним из самых ярких коллективов, исполняющих этот жанр народных песен является Ugniavijas.
Часто пуслине или пойспиль связывают с целым рядом схожих инструментов, носящих общее название «посох дьявола». Это поздний инструмент Нового Времени, представляющий собой деревянную трость с произвольным набором перкуссионных предметов, в том числе тарелкой и/или тамбурином, а также натянутыми вдоль этого струнами (от одной и более), часто сделанный из подручных инструментов. Распространен он был в разных странах Европы, в том числе во Франции под названием басс де Фландр (basse de Flandre), в Германии под названием бумбасс (bumbass) или тайфельсгайге (teufelsgeige) и в Дании — куттельпель (kuttepiel) или ринкельбом (rinkelbom). Сегодня «посох дьявола» под разными именами широко распространился по Евразии и попал даже в Новый Свет. И хотя весомых доказательств в пользу гипотезы родства этих в чем-то похожих, но по сути абсолютно разных по принципу игры и функциям инструментов нет, сторонников у подобной точки зрения достаточно много.
Хотя мы, к сожалению, не располагаем большим количеством археологических или письменных источников, проливающих свет на историю пуслине, косвенные данные, такие как изучение возможных ближайших родственников пойспиля, анализ особенностей фольклорных произведений и освещение вопроса культурной и исторической преемственности, позволяют нам делать некоторые выводы о происхождении уникального инструмента и его месте в традиционной и современной музыкальной культуре народов Прибалтики.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Надежда Мааласенен
Ещё в разделе
«Планета Звука» выпуск #3 Oi Va Voi
Сегодня мы начнем наше странствие с города без границ… Именно так часто называют Лондон — красочную столицу Британии… и границ не географических, а скорее культурных. Я сам много лет назад побывал Лондоне, когда еще учился в старших классах школы.
Каманче
Первые упоминания о каманче относятся к IX веку нашей эры как мы знаем из персидских источников. Этот инструмент играл важную роль в Иранском обществе, каманче имела широкое распространение в среде религиозной музыки и богослужений, в среде мистиков и поэтов, превозносивших этот инструмент.
Комментарии: