//
Мы запустили новую версию афиши

Саз


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
16.9.2016

СазСаз — древний персидский струнный музыкальный инструмент из семейства танбуровидных, в переводе с персидского обозначает комплект. Распространен на широкой территории Ирана, Азербайджана, Армении, Дагестана, Афганистана, Пакистана, Турции и Средней Азии. Исследователи считают, что Саз развился из Ширванского Танбура в XV-XVI веках на территории Империи Сефевидов во времена расцвета Искусства Ашугов. Впервые Саз был описан в работах персидского ученого Абдулгадира Мараги, который происходил из Мераге, что вблизи озера Урмия и знаменитого города Тебриза, первой столицы Сефевидов, набиравшей в то время экономическое могущество и заслуживавшей статус крупного культурного центра на Среднем Востоке. Именно здесь берет свое начало история возникновения Саза.

История Империи Сефевидов начинается с Исмаила I Хатаи, ее первого правителя, классика азербайджанской поэзии и великого полководца, который в 14 лет выступает в поход против Государства Ширваншахов, после одерживает победу над армией Ак-Коюнлу и победоносно вступает в Тебриз, провозглашая себя Шахиншахом и объявляя шиизм новой религией. Так как Шахиншах был покровителем искусств, при его дворе начала развиваться традиция странствующих сказителей и музыкантов ашугов, разносивших песни и поэзию Исмаила Хатаи на тюркском азербайджанском по соседним странам. В XVI веке при дворе Шахиншаха жил Ашуг Гурбани, великий мастер игры на Сазе, в эпоху, когда на смену озанам пришли ашуги, его искусство сильно повлияло на развитие Саза, именно в это время инструмент принимает свой современный вид.

Сегодня саз имеет два основных типа: древний персидский тип, зародившийся в Тебризе в XV веке, имеющий как правило 9, иногда до 11 струн в трех хорах со строенными (тройными) струнами, глубокий грушевидный корпус, составленный из ребер шелковицы или ореха, иногда корпус изготавливают из двух чаш соединяемых вместе, но это чаще применяется для турецкого типа, длинный гриф делают из ореха или вишни. Имеет 16-17 навязных ладов, в том числе на корпусе. В Азербайджане существует несколько основных типов по размеру: большой тавар саз, средний орта саз и компактная джура. В Османской Империи Саз появляется в XVII веке под названием Балгама и, соответственно, имеет несколько отличий, таких как форма корпуса, 23-25 ладов, 7 или 6 струн и резонатор расположенный на корпусе.

Техника исполнения представляет собой множество сложных и хитро переплетенных мелодических вариаций, активное применение легато и перкуссионных техник. Как правило, звук извлекается плектром, изготавливаемым из коры черешневого дерева, но существует техника игры пальцами, именуемая шельпе, которая редко встречается в Турции. Азербайджанский Саз имеет секундо-квартовый строй, турецкий же имеет квинтовый строй, чаще всего встречающийся в версии GDA, и несколько вариаций по размеру например Диван-Саз — самый большой из семейства, Баглама, самый часто встречающийся вариант, строится на октаву ниже, чем самая маленькая Джура. Строй может меняться от региона к региону, но звук Саза остается неизменным.

Из исполнителей можно назвать Ашуга Чингиза Мехдипура, из Ирана, Фезаила Мискинлы, мастера Азербайджанского Саза, и конечно же виртуоза багламы Эрзинкана Эрдаля, знаменитого мастера из Турции. Искусство Ашугов Азербайджана включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня саз продолжает звучать в руках знаменитых ашугов и продолжает повествовать нам о истории своего времени, древних сказаниях и эпических битвах прошлого и занимает свое почетное место в музыкальной традиции Персии, Армении, Азербайджана, Дагестана, Турции, у Белуджей, Ассирийцев и других народов. Саз воистину обладает волшебным звучанием и сильным голосом который погружает нас в неизведанный мир восточной музыки.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен

этно



Ещё в разделе

Гудок

Гудок — традиционный смычковый музыкальный инструмент, распространенный у восточных славян, проживавших на территории современной России. Самые ранние свидетельства о гудке мы получаем из археологических источников, а именно с Неревского раскопа (Великий Новгород 12 века), где были найдены образцы, выполненные из можжевельника и березы.

Каманче

Первые упоминания о каманче относятся к IX веку нашей эры как мы знаем из персидских источников. Этот инструмент играл важную роль в Иранском обществе, каманче имела широкое распространение в среде религиозной музыки и богослужений, в среде мистиков и поэтов, превозносивших этот инструмент.


Комментарии:

Добавить комментарий