Дутар
Дутар — древний персидский музыкальный инструмент из семейства танбуровидных, широко распространенный в Иране, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Афганистане, Пакистане и у китайских уйгуров. В Иране чаще всего его можно встретить в останах Голестан и Хорасан. Первые свидетельства об инструменте появляются в XV веке, среди них найденная археологами в раскопках древнего персидского города Мерв (Мары) статуэтка «Странструющий Бахши» и Манускрип Топрак-Кала, в котором находится изображение девушки, играющей на дутаре. Дутар развился из хоросанской разновидности древнего танбура. В Средней Азии является неотъемлемой частью музыкальной культуры и творчества народных певцов Бахши, хранителей музыкальной и поэтической традиции, классических произведений и древних инструментов.
Дутар имеет вытянутый грушевидный корпус, состоящий из множества ребер, как правило изготавливающихся из шелковицы, он имеет длинный гриф из древесины абрикоса с 13 навязными ладами, иногда длинна инструмента может доходить до двух метров. Традиционно дутар имеет две струны, сплетенных из нитей шелка, традиционно из 8 вяжется мелодическая струна, вторая же из 10. Когда дутар готов, лютье оставляют его сушиться на жарком среднеазиатском солнце в течении лета, что, как они утверждают, придает инструменту его уникальный звук.
Для дутара написаны целые произведения, такие как Кырклак, Салтыклар и Мукамлар. Существует множество легенд о соревновании великих мастеров между собой, одна из которых повествует о поединке, в котором один из участников подрезал струну противнику, и во время выступления она порвалась, но мастер продолжил играть только одной рукой и сумел победить в поединке, тем самым вызволив своего брата из плена. Дутар занимает свое почетное место в традиции макома и шашмакома. Считается что сам звук дутара изгоняет злых духов. Женщины наравне с мужчинами имели право играть на дутаре, в истории Узбекистана существует много тому свидетельств и изображений.
Техника игры на дутаре высоко развита и отличается сложной ритмической текстурой и обилием легато, строй инструмента меняется от региона к региону, но чаще всего бывает квартовым. Из знаменитых исполнителей можно назвать Хаджа Гхорбана Сулеимани, известного исполнителя из Ирана, Адбулазиза Русулаева, знаменитого узбекистанского музыканта XIX века, и Абдурахима Хамидова. Сегодня дутар продолжает жить и радовать своим прекрасным звучанием слушателей, сохраняя в XXI веке свою традиционность.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен
Ещё в разделе
Скрабалэй
Скрабалэй (скрабалай) — мелодический перкуссионный инструмент Прибалтики (Литвы и Латвии), представляющий собой трапецевидные деревянные колокола. Традиционно они изготавливаются из дуба и ясеня, внутри коробок находится деревянный или металлический язычок, который создает дополнительный резонанс во время удара, аналогично металлическим колоколам.
Авлос
Авлос (аулос) — древнегреческий язычковый духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью (некоторые исследователи считают, что авлос имел двойную трость), как правило состоящий из двух отдельных флейт, соединенных друг с другом. Одна из флейт обычно имеет высокий звук и меньшую длинную, чем вторая.
Комментарии: