//
Мы запустили новую версию афиши

Барбат


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
5.2.2016

БарбатБарбат — древний персидский музыкальный инструмент, самое раннее изображение высечено на статуэтке I века до нашей эры, найденной в северной Бактрии, в то время входившей в состав Парфянской Империи, пролегавшей на Великом Шёлковом Пути между Римской и Ханьской Империями. Богатство Державы не знало границ, и торговые караваны перевозили экзотические товары на огромные расстояния около 6000 километров. Древний Китай даже открыл свое торговое представительство в столице Парфии Ктесифоне. Изображения Барбата таже встречаются в искусстве и скульптуре Древней Гандхары (государство, существовавшее на современных территориях восточного Афганистана и северо-западного Пакистана, завоёванное и превращённое в сатрапию ещё при первой империи), датируемых II-IV веками нашей эры в переходный период от Парфянской Империи к последней персидской Имерии Сасанидов вплоть до Арабского Завоевания.

Название инструмента происходит от имени великого придворного музыканта Барбада Мервези. Есть две точки зрения: по первой он происходил из Джехрома, небольшого городка к югу от Шираза, столицы округа Фарс. Согласно другой, он происходил из Мерва, развитого города на Историческом Шёлковом пути в провинции Маргиана, современная Туркмения. Барбад был придворным музыкантом Шахиншаха Хосрова II (590-628). Согласно многим историческим документам, он являлся виртуозом своего инструмента и основателем персидской музыкальной системы Семи Королевских ладов, названных Хосровани, 30 родственных ладов Лахн, 360 мелодий, названных Дастан, в соответствии количеством дней в неделе, месяце и годе Сасанидского Календаря. Это самая древняя музыкальная система Ближнего Востока, наследие которой прослеживается в современной Персидской Теории в названиях Гушехов в различных Дастгахах.

Согласно эпической поэме Незами Ганджави «Хосров и Ширин», однажды заболел любимый конь Хосрова II — Шабдиз. Были призваны самые лучшие лекари, чтобы исцелить его, но выяснилось, что у коня развилась смертельная хворь и смерть была неизбежна. Шахиншах впал в отчаяние и грозил смертью тому, кто принесёт эту грустную весть. Собрались все придворные и начали обсуждать, как же разрешить сложившуюся ситуацию, и решили они обратиться за помощью к Барбаду. Устроили огромный пир, собрались все вельможи, воины, советники и аристократы. Барбад начал играть на своем цатаре (çārtār) меланхоличную мелодию, настолько печальную и трагичную, что воскликнул горько Шахиншах: «Шабдиз умер?» Барбад же ответил: «Шахиншах это сказал!».

После Арабского Завоевания Барбет стал главным инструментом арабского мира, получил название Аль-Оуд из-за схожести формы инструменты с видом стоящей утки. Многие персидские музыканты были вынуждены бежать из-за религиозного запрета музыки и исламизации Ирана в соседние арабские страны, особенно в Ирак, Турцию, Сирию и Египет. Ибрагим Мусели был один из мастеров инструмента, открывшим крупную школу в Ираке. Из-за миграции музыкантов в Иране традиция игры на Барбете была утрачена. Барбет от Аль-Оуда отличается более округлой формой корпуса, удлинённым грифом, накладкой, приподнятой над уровнем корпуса, облегчающей и увеличивающей диапазон инструмента с пятью хорами. В то время как у Аль-Оуда шесть хоров, короткий гриф и размер корпуса увеличен. Также стоит отметить что существует азербайджанская версия Барбата, которая значительно крупнее своего персидского родственника и имеет навязные лады. Из современных исполнителей стоит отметить Хоссейна Бехрузинию, иранского музыканта, возродившего культуру игры на Барбете, вернувший его в лоно классической персидской музыки и в мастерские лютье.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен

этно



Ещё в разделе

«Планета Звука» выпуск #14 Russian World Music Awards

«Планета Звука» выпуск #14 Russian World Music Awards

Здравствуйте, Дорогие Друзья! Сегодня после небольшого летнего перерыва я хочу продолжить рассказ о номинантах первой в России Премии в области этнической музыки — Russian World Music Awards, начатый в прошлом выпуске.

Виелль

Виелль (Фидель) — средневековый смычковый инструмент, прямой предок современной скрипки, широко распространенный во времена Высокого и Позднего Средневековья. Критическое отличие виелли от современной скрипки заключается в том, что она изготавливалась из цельного куска древесины, имела более массивный корпус и была намного глубже.


Комментарии:

Добавить комментарий