Аль-Джозе
В переводе с персидского языка «кокосик». Джоза является одним из древнейших музыкальных инструментов мира. Барельеф, найденный в руинах древнего шумерского города Ур, изображает жрецов с джозой, что указывает середину III тысячелетия до нашей эры, времена расцвета Шумерской Цивилизации в Междуречье, занимавшей территории на юге современного Ирака. В то далекое время правила I Династия Ура. Город располагался на побережье персидского завила, где в ту эру воды еще не отступили. Ур знаменит своим зиккуратом, в котором находился храм Нанны — Шумерского бога Луны. Он был крупным централизованным городом древней Месопотамии с развитой бюрократией и религиозным центром. Во время максимального расцвета население Ура составляло 65 000 человек.
Джоза родилась в руках жрецов и была посвящена богам Шумера. Она использовалась для мистических практик и вхождения в трансцендентные состояния, являлась посредником в общении с Богами. Этот инструмент считался священным, и звук его, по преданию, исцелял душу человека и очищал его от зла. При дворах правителей существовала культура принятия Божества во плоти. Зажигались благовония, звучал волнующий голос джозы, совершались жертвоприношения и Божество являлось, дабы благословить народ и передать частичку своей мудрости правителю. Существовал культовый предмет — фрикционный посох, который выполнял функцию смычка, его изготавливали из тонкого камыша, обильно натертого смолой кедра, обладающей свойствами канифоли. Жрецы верили, что собой он олицетворяет Богов. Посох продолжает жить в Средней Азии и Вьетнаме.
Как показывают археологические раскопки в современном Ираке, Ур был крупнейшим центром урбанизации на Месопотамской равнине. Открытие царских захоронений XXIV-XXV веков до нашей эры подтверждает экономическое могущество города. Было найдено множество предметов роскоши, драгоценных металлов и полудрагоценных камней, привезенных из Ирана, Афганистана, Индии, Анатолии и Стран Персидского Залива. Это свидетельствует о развитой торговле и мореплавании. Развитие торговых путей и растущее влияние в XXI-XX веках до нашей эры привело джозу в древний Элам, горные регионы Анатолии, Сирию и на побережье средиземного моря в Эблу. После уничтожения III Династии Ура Эламом, наследниками стали Вяавилония и Ассирия. С помощью военной мощи они несли месопотамскую культуру в Египет, Ханаан, Мидию и многие другие страны Ближнего Востока. Джоза укоренилась в этих землях на тысячелетия.
Шли века, и империи падали, Ассирия была завоевана совместными силами мидийцев и вавилонян в 616 году до найше эры. В Вавилонии город Ниневия был разграблен объединенной армией мидийцев, персов, скифов и киммерийцев в 612 до нашей эры. Кир Великий сместил Мидийского короля Астиага и образовал Империю Ахеменидов, впитавшая культуру Элама. В 539 году до нашей эры Вавилония была захвачена Персидской Империей. С завоеваниями державы все дальше распространялась Аль-Джозе. В VII веке в Сасанидском Иране появляется потомок инструмента, персидская Каманче. После Арабского завоевания Империи Сасанидов начинают появляться и другие потомки. Среди них египетская рабаба, турецкий ребаб, андалузский ребаб, берберский рибаб, ливийский имзад, ребаб бедуинов и испанский рабель. Этим чудесным инструментам будут посвящены отдельные статьи.
На родных же землях джоза претерпела небольшие изменения. В Ираке джоза традиционно изготавливается из кокосового ореха, который обрезают с одной стороны, на нее натягивается мембрана из рыбьей или коровьей кожи. Для грифа используется древесина сандала или ореха. Имеются специальные выемки для большого пальца, для удобства игры и обозначения позиции. Монтируется шип и натягиваются четыре струны. В наше время используются скрипичные струны. Строй джозы GDGD. При игре инструмент устанавливается шипом на бедро левой ноги, левая рука держит гриф, правая — смычок. Стоит отметить что самые большие усилия по адаптации джозы к современности, усовершенствованию и популяризации произвел иракский музыкант и мастер инструмента Бассем Хавар, исполняющий традиционную иракскую музыку. Ранее Аль-Джозе использовалась только Иракском Макаме.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен
Ещё в разделе
Каманче
Первые упоминания о каманче относятся к IX веку нашей эры как мы знаем из персидских источников. Этот инструмент играл важную роль в Иранском обществе, каманче имела широкое распространение в среде религиозной музыки и богослужений, в среде мистиков и поэтов, превозносивших этот инструмент.
Кеменче
Кеменче (с персидского kaman — маленький и che — смычок) — смычковый музыкальный инструмент народов эллинистического Понта, северо-восточной части Малой Азии, лежащей на берегах Черного моря.
Комментарии: