Эссехарпа
Эссехарпа — смычковый инструмент, широко распространенный в Швеции и Финляндии. Особенность Эссехарпы заключается в том, что гриф представляет собой ряд клавиш, которые ограничивают длину игровой струны в нужной позиции и покрывают около двух с половиной октав. При нажатии на клавишу деревянный рычажок, расположенный на ней, начинает давить на струну, и воспроизводится нужная нота. Некоторые клавиши обладают двумя рычажками и используются в качестве сменяющегося дрона. Струны изготавливаются из крученого конского волоса, что дает неповторимый звук. Настраивается Эссехарпа GDAE, и играют на ней с помощью смычка, который, как правило, дугообразный. Первое изображение инструмента появляется в XIV веке на вратах церкви Кэллунге на острове Готланд. Всего было обнаружено три инструмента: первый был найден в Швеции в городке Мора провинции Даларна, второй — в Норвегии в городе Вефсен, а третий был обнаружен в Эссе, Финляндия. По типу инструмента Эссехарпа очень близка к Хурди-Гурди. Она породила множество потомков, таких как Никельхарпа, у которой 3-4 ряда клавиш и хроматическая настойка. Из исполнителей можно назвать Андерса Норруде, одного из известных игроков на Эссехарпе, который предпочитает старинный вариант конструкции. Она заняла свое почетное место в Скандинавской Музыке Средневековья, но и по сей день радует нас своим удивительным звучанием и продолжает жить. Приложенные фотографии — реконструкция Рауно Ниеминена.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен
Ещё в разделе
Виелль
Виелль (Фидель) — средневековый смычковый инструмент, прямой предок современной скрипки, широко распространенный во времена Высокого и Позднего Средневековья. Критическое отличие виелли от современной скрипки заключается в том, что она изготавливалась из цельного куска древесины, имела более массивный корпус и была намного глубже.
Кобоз
Кобоз — короткогрифый лютневидный струнный музыкальный инструмент, распространенный на территории Венгрии, Румынии и Молдавии. Первые свидетельства о кобозе появляются в 14 веке, и, как правило, появление инструмента в этом историческом регионе исследователи связывают с влиянием тюркской культуры.
Комментарии: