Аль-Рабаба
Первые упоминания о ребабе под этим названием относятся к VIII веку нашей эры. Существует несколько мифов о происхождении ребаба: согласно первому, сам царь Соломон играл на ребабе, это указывает на датировку около 3800 года до нашей эры. Согласно второму великий ученый Востока Аль-Фараби изобрел этот инструмент. Согласно третьему его принесли с собой Уйгурские Тюрки.
Для Мавлави, высших толкователей канонов шариата этот инструмент имел огромное значение. Он был упомянут более 70 раз в их работах. Его звук считали звуком архангела Рафаэля, они верили что ребаб открывает секреты и наставляет на путь истинный. Слово ребаб стало метафорой в их трудах. Ребаб был любимейшим инструментом Османской Империи и единственным смычковым до ввоза европейской скрипки. К концу XIX века ребаб потерял свою значимость и был заменен скрипкой. В среде суфиев ребаб остается священным инструментом и используется по сей день.
У ребаба множество обличий. Египетская Рабаба изготавливается из кокосового ореха, на который натягивается рыбья кожа, для грифа используют тростник или пальмовое дерево. Натягиваются две струны из конского волоса. Особенностью является открытый резонатор. Этот инструмент был известен со времен Древнего Египта.
У Берберов есть особая разновидность инструмента под название Рибаб, его конструкция аналогична конструкции рамочного барабана Бендира, распространенного в Северной Африке. На корпус с двух сторон натягивается шкура козла или верблюда и монтируется гриф. На Рибабе стоит единственная струна из конского волоса. Чаще всего Рибаб можно услышать в берберских оркестрах на улицах Марокко вместе с лотаром.
В XI веке в мусульманских землях Иберийского полуострова появился новый вид ребаба. Он был выполнен из цельного куска древесины, имел грушевидный корпус и металлическую накладку под двумя струнами для лучшего резонанса и дополнительных обертонов. После Реконкисты жители Аль-Андалуса были изгнаны в Северную Африку и принесли с собой этот удивительный инструмент в Марокко, Алжир и Тунис.
У выносливых кочевников Туарегов, обитающих в пустыне Сахаре и Атласских горах тоже существует свой вариант, он именуется Имзад. У туарегов, на этом инструменте, по древней традиции, может играть только женщина. Он изготавливается из тыквы калабаш с натянутой шкурой козы, под которую устанавливается гриф с одной струной. На шкуру иногда наносят народные орнаменты при помощи хны. Встречается в Ливии.
На Аравийском Полуострове, у суровых бедуинов сохранился старинный вариант конструкции. На привалах у огня, кочевники достают свой инструмент и поют народные песни под звуки аравийской рабабы. У нее прямоугольный рамочный корпус, изготовленный из местных пород древесины, с натянутой шкурой козла и одной струной. Чаще всего его можно увидеть в Иордании, Саудовской Аравии и Израиле.
Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен
Ещё в разделе
Авлос
Авлос (аулос) — древнегреческий язычковый духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью (некоторые исследователи считают, что авлос имел двойную трость), как правило состоящий из двух отдельных флейт, соединенных друг с другом. Одна из флейт обычно имеет высокий звук и меньшую длинную, чем вторая.
Сотхарпа
Сотхарпа — традиционный смычковый инструмент шведской провинции Даларна. Название со шведского языка переводится Sot — сажа, Harpa — музыкальный инструмент.
Комментарии: