Мы запустили новую версию афиши

Дильруба


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
28.10.2016

ДильрубаДильруба — загадочный смычковый инструмент из Старого Афганистана, ее звук завораживает и изумляет слушателя, очарованного эстетической красотой инструмента и волнующими мелодиями Афганистана. С персидского языка ее название переводится как Похититель Сердец, что является весьма точным описанием характерного звучания Дильрубы. Ее возникновение совпадает с периодом военных походов Пуштунов, с усиления их влияния и завоеванием Северной Индии. Регион был ареной регулярных боевых действий, стоял на перепутье двух «Пороховых Империй»: Державы Сефевидов и Державы Великих Моголов, которые вели войны за Афганистан в XVI-XVIII веках.

Первые свидетельства о Дильрубе появляются в конце XVI, когда устанавливается владычество Империи Сефевидов над Хорасаном. В то время пуштунская Династия Лоди сместила тюрков и встала во главе Султаната Дели на 100 лет, но к сожалению Династия Лоди проиграла набиравшим могущество в регионе Великим Моголам, после чего Афганистан был разделен между Персами и Моголами. В XVIII Надер Шах нанес сокрушительное поражение Империи Моголов и захватил огромные территории. После его убийства пуштуны собрали совет и объявили независимость, выбрав правителем Ахмад-шаха Дуррани, который смог объединить Пуштунские Племена и вместе с Белуджийскими Союзниками создать Дурранийскую Империю

Запросы правителей росли, как и их требования к акустике инструмента, именно в этот период появляется множество резонаторных струн, что придает Дильрубе характерных звон. Основное отличие инструмента в том, что гриф выдолблен изнутри так, чтобы в него помещались резонаторные струны, а с левой стороны грифа вырезана специальная часть, на которую и крепятся дополнительные колки. Поверх располагаются струны игровые, лады — изогнутые металлические пластинки, которые привязывались к грифу шелковой веревкой, что позволяло с легкостью менять их положение. Это позже стало каноном и вдохновением для создания многих индийских инструментов, таких как Ситар, Сарод и др.

Особенности конструкции корпуса заключаются в том, что Дильруба имет два легких выреза с обеих сторон корпуса, чтобы обеспечить удобство при игре смычком. Корпус изготавливается из цельной шелковицы и поверх натягивается шкура козла. В нижнем порожке прорезаются специальные отверстия для неигровых струн. Струны крепятся на металлическую пластину снизу. Можно отметить сходство с другими персидскими инструментами, такими как Суроз Белуджей, самым близким родственником и предположительно музыкальным предком Дильрубы. Сегодня Дильруба распространена в Афганистане, на Памире, в Пакистане и в Северной Индии.

Музыкальная культура пуштунов сильнейшим образом повлияла на развитие музыки Пакистана, Кашмира, Индии, Бенгалии и была тем самым персидским влиянием, которое четко прослеживается в формировании Хиндустани. Сегодня мы знаем всего несколько мастеров Дильрубы, хочется выделить Остада Амруддина как замечательный пример мастера дильрубы старой школы, техника игры аналогична персидской, особенность заключается в обилии вибрато, в плавном течении и техничной прогрессии мелодий. Сегодня она продолжает звучать и похищать сердца слушателей, очаровывая их своей грацией и неповторимостью.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Демьян Мааласенен

этно



Ещё в разделе

Виелль

Виелль (Фидель) — средневековый смычковый инструмент, прямой предок современной скрипки, широко распространенный во времена Высокого и Позднего Средневековья. Критическое отличие виелли от современной скрипки заключается в том, что она изготавливалась из цельного куска древесины, имела более массивный корпус и была намного глубже.

Кеменче

Кеменче (с персидского kaman — маленький и che — смычок) — смычковый музыкальный инструмент народов эллинистического Понта, северо-восточной части Малой Азии, лежащей на берегах Черного моря.


Комментарии:

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования