//
Мы запустили новую версию афиши

Кобоз


S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio, Статьи
25.3.2016

КобозКобоз (кобоза, кобуза и др.) — короткогрифый лютневидный струнный музыкальный инструмент, распространенный на территории Венгрии, Румынии и Молдавии. Первые свидетельства о кобозе появляются в 14 веке, и, как правило, появление инструмента в этом историческом регионе исследователи связывают с влиянием тюркской культуры, одновременно довлевшей в тот период на территории Балкан и Бессарабии. В таком случае, мы имеем кобоз как инструмент, адаптированный из уда, попавший в Европу через тюрков в 14-15 веках.

Однако, существует иная точка зрения, склоняющаяся к более древнему происхождению кобоза напрямую от персидского барбата. Сторонники этой гипотезы считают, что инструмент был принесен в Европу мадьярами во время освоения Паннонии еще в 9 веке. Само слово кобоз (предположительно) происходит от тюркского слова комуз, тамбуровидного музыкального инструмента, распространенного у тюркоязычных народов Средней Азии. Возможно, оба этих слова имеют более древнее общее происхождение. Несмотря на то, что вопрос этногенеза венгров весьма сложен и углубляться в него мы не будем, стоит отметить, что между мадьярами и гуннами существует очевидная культурная и генетическая связь, а предполагаемый ареал расселения протомадьяров граничит с современными территориями бытования комуза. Отсюда можно предположить, что инструмент действительно попал к финно-угорским мадьярам от тюркоязычных соседей, оттуда же они заимствовали и название, но произошло это намного раньше. Тем не менее, косвенные данные, на которых основывается эта гипотеза, а также трудности, связанные с этногенезом самих венгров, не позволяют нам назвать ее «рабочей» теорией.

Кобоз представляет собой относительно небольшую лютню с округлым грушевидным корпусом, изготавливаемым, как правило, из ореха и клена. Форма корпуса скорее тяготеет к ближневосточному уду, чем к европейской лютне, интродуцированной в Европу в 11-12 веках, что в очередной раз проливает свет на происхождение инструмента. Для грифа используются твердые породы древесины. Резонаторные отверстия традиционно выглядят как четыре креста, однако также встречаются и другие формы, в том числе один резонатор в центре, украшенный розеткой. У таких инструментов звук отличается особой глубиной. На кобозе четыре двойных (редко — тройных) металлических струны. В Венгрии иногда можно встретить инструмент с нейлоновыми струнами. Традиционно кобоз — безладовая лютня, но некоторые мастера для удобства игры ставят навязные лады. Строй D-A-D-G, играют исключительно плектором. Кобоз считается одним из традиционных народных оркестровых инструментов региона, который является в наши дни аккомпанементом для вокала и других инструментов (духовых и смычковых). Конструкция и акустические свойства кобозы позволяют использовать его и как соло инструмент, но на практике это встречается редко.

На сегодняшний день кобоз часто используется коллективами народной музыки и является весьма популярным инструментом как в Венгрии, так и в Румынии и Молдавии. В этом регионе современные хордофоны, в отличие от многих других стран Европы, не вытеснили этническую культуру, и инструмент является важной и значимой частью живого повседневного быта. Игру на кобозе можно услышать на традиционных сезонных праздниках, свадьбах и народных гуляниях повсеместно.

Не стоит путать кобоз с укранской кобзой, имеющей иную историю происхождения, развития, конструкцию и звук.

Статья предоставлена S.E.П.S.I.S. Workshop&Studio
Автор: Надежда Мааласенен

этно



Ещё в разделе

Виелль

Виелль (Фидель) — средневековый смычковый инструмент, прямой предок современной скрипки, широко распространенный во времена Высокого и Позднего Средневековья. Критическое отличие виелли от современной скрипки заключается в том, что она изготавливалась из цельного куска древесины, имела более массивный корпус и была намного глубже.

«Планета Звука» выпуск #11 Музыка народов России

"ПЛАНЕТА ЗВУКА" Выпуск #11 Музыка народов России

Здравствуйте, Дорогие Друзья! Свой сегодняшний выпуск я хочу посвятить музыкальному богатству разных народов России.


Комментарии:

Добавить комментарий